И об изображениях на банкнотах.
Недавно услышал от В.Э.Багдасаряна такую формулу: попытка добиться десуверенизации России идёт через борьбу с нашим прошлым через дискредитацию нашей идентичности и через борьбу с нашим будущим через постановку ложных целей. Не ручаюсь за точность, но близко к тексту.
Символика на банкнотах — одним из наиболее «ходовых» предметов нашего быта — конечно помогает сохранению в нашей памяти основ нашей идентичности. В этом смысле удачной и уместной была замена на сторублёвой купюре изображения Большого театра (самого по себе неплохого) на изображение Спасской башни Кремля с фоном в виде главного здания МГУ и Ржевского мемориала: о государственности, о воинской славе, о науке и знаниях. Идейное сочетание прошлого, настоящего и будущего.
Иначе, чем дискредитацией нашей идентичности в борьбе с прошлым нельзя назвать отказ на пятитысячной купюре — от изображения памятника Муравьёву-Амурскому, символе нашего суверенитета и нашей славы в Сибири и на Дальнем востоке, на пятисотенной купюре — от изображения памятника императору Петр I, хоть и пререкаемом, но столпе нашей государственности (одном из созидателей современной России по недавнему выражению Главы Государства), и от изображения Соловецкого монастыря, места духовного подвига и верности Богу вопреки гонениям, символа нашего суверенитета в Арктике и боевой славы против англичан. То же можно сказать и об отказе — ещё не состоявшемся, но запланированном —от изображения на тысячной купюре святого Ярослава Мудрого, отца Русской Правды, и одной из жемчужин русского православного зодчества в Ярославле.
А что вместо этого? Безликие кораблики и стелы, неисторичные памятники и малозначимые здания. По образцу самого слабого параграфа из гимна России «От южных морей до полярного края // Раскинулись наши леса и поля»: описание пейзажа без идеи, без идеологии, без цивилизационной основы. Десуверенизация через деперсонализацию.
И ещё, как, действительно, не задаться вопросом: а почему систематически стремятся убрать православные храмы?